Памяти митрофорного протоиерея, магистра богословия Александра Кравченко.


27.02.2008

«Насколько усиливаются у нас испытания,
настолько умножается у нас и утешение,
и тем более отрадную надежду имеем мы на будущее.
Теперь у нас все несется по течению.
Подводные камни и утесы.
Разражаются вихри и бури, безумная ночь,
глубокий мрак, крутизна и скалы и мы,
плывя через такое море, находимся ничуть
не в худшем положении, чем качающиеся в гавани.
Соображая это, будь выше этих смятений и бурь»
святитель Иоанн Златоуст
(Письма к Олимпиаде).

 

Три года назад, в воскресное утро 27 февраля отошел ко Господу отец Александр Кравченко. Многие поколения духовенства не только Украинской и Русской Православной Церкви, но и Вселенского Православия помнят его, как преподавателя и Ректора Одесской Духовной Семинарии, миряне как прекрасного духовника и замечательного священника, которого за особый дар проповеди называли "Одесским Златоустом". Отец Александр, наш любимейший батюшка, навсегда останется в памяти многочисленных духовных чад. Каким же был наш духовный отец, какой жизненный путь Господь благословил ему пройти?

 Родился Шура в Москве в 1930 году в интеллигентной семье. Отец его был инженером, мать, – учительницей. Счастливое и беззаботное детство закончилось в кровавом 37 году, когда был арестован и пропал бесследно (очевидно, - расстрелян) отец, а чуть позже, после заключения - сослана на Урал мама. Сам же маленький Шура был доставлен в специальный детский дом для маленьких «врагов народа». Оттуда его вызволил дядя, священник Александр Петин, будущий архиепископ Никон, вернувшийся из заключения. Встретившись с мамой на вокзале в Уфе, они решили никогда не расставаться. На всю жизнь запомнил Александр посещения отделения НКВД, где все ссыльные должны были регулярно отмечаться. Мать, оставляя мальчика у забора, всегда повторяла одно и то же: «Если я не вернусь через полчаса, - немедленно беги на вокзал, садись в поезд и поезжай в Тверь к дяде». На память об отце осталось единственное письмо – завещание сыну. Став священником, отец Александр за каждой Литургией поминал мученика Николая. Наверное, в память об отце он выбрал день храмового дежурства в четверг, когда Церковь еженедельно отмечает память святителя Николая, Мир Ликийских Чудотворца. К этому святителю, тезоименитому убиенному отцу, у батюшки всегда было особо благоговейное отношение, что особенно чувствовалось при совершении им Божественной Литургии 22 мая и 19 декабря. По окончании ссылки, мать и сын поселились вместе с бабушкой в селе Николо-Ям Тверской губернии, где священник Александр Петин служил после демобилизации с фронта по болезни. Там прошли горькие военные годы. После хиротонии во епископский сан, Владыка Никон был назначен в Донецкую епархию, а затем и в Одесскую. Юный Саша был его иподиаконом. Семья переехала в Одессу. Период, когда архиепископ Никон был правящим архиереем сначала двух епархий, а затем – Одесской и Херсонской, можно без преувеличения назвать эпохальным в истории Русской Православной Церкви, но это тема для отдельной публикации. Когда Александр заканчивал обучение в Московской Духовной Академии, в 1956 году от лейкемии скончался Владыка Никон. Похороны его собрали тысячи людей не только из Одессы и Донецка, гроб несли на руках из храма в честь святых Адриана и Натальи на Французском бульваре, где располагалась резиденция, до Свято-Успенского кафедрального собора. Там, в нижнем храме и почивает прах одесского святителя. Каждую неделю  духовенством и многочисленными мирянами здесь совершаются панихиды, оставляющие неизгладимое впечатление у всех молившихся на них хотя бы один раз, - вся церковь поет вместе с хором и плачет.

 После окончания Московской Духовной Академии Александр Кравченко был назначен воспитателем в Одесскую Духовную Семинарию. Здесь он трудился на протяжении 36 лет, пройдя по всем служебным ступеням до поста Ректора этого прославленного духовного учебного заведения - одного из трех, оставшихся в советское время. На самые трудные годы пришлось его служение. После восстания из кровавых руин и пепла в годы Великой Отечественной войны, Русская Православная Церковь-мученица в пятидесятые годы минувшего века уверенно стала на путь служения Богу и людям. Но не долгим было это торжество духа. Наступили времена правления Н.С. Хрущева, который, как известно, обещал «показать последнего попа». Период т.н. «оттепели» на самом деле оказался новым гонением на Церковь, когда священников обязывали передавать списки крещаемых и венчаемых в исполкомы и партийные комитеты, когда в храмах во время Богослужений находились агенты КГБ, наблюдавшие как за прихожанами, так и за духовенством, когда вновь стало актуальным доносительство. По требованию соответствующих органов людей не просто «прорабатывали» на собраниях, но могли и уволить с работы, исключить из учебного заведения только за то, что они посещают храм.

 Вот где, посаженные в крови репрессий 20-30-х годов, корни плевел нашей современной бездуховности.

Затем наступили 70 и 80-е годы, когда верующих считали сумасшедшими и помещали в психиатрические лечебницы для принудительного «лечения». В эти годы Александр Николаевич Кравченко – преподаватель Одесской Духовной Семинарии, в 1973 году его рукополагают сначала во диакона, а затем во священника. Для ОДС это годы борьбы за существование. Тогда были закрыты практически все духовные учебные заведения, кроме Одесской Семинарии и Московской Семинарии и Академии. В одну ночь она была выселена из здания Свято-Пантелеимоновского монастыря на 16 станцию Большого фонтана в Свято-Успенский монастырь, где пребывает и сегодня. Безбожниками от власти, в те годы был принят план действий, который вполне можно назвать маккиавелиевским. Силовыми методами Семинарию закрывать не собирались. Просто требовали предоставить списки абитуриентов, а потом с каждым беседовали отдельно в соответствующих кабинетах. Какие требовались мужество и сила духа для того, чтобы стать священником в те страшные годы! Планируя неуклонное снижение количества семинаристов после такого «отбора», власти намеревались закрыть Семинарию «за ненадобностью». Однако, благодаря усилиям Святейшего Патриарха Алексия I (Симанского) в Одессу направлялись семинаристы из Москвы и таким образом Одесская Семинария выстояла. И в эти труднейшие годы отец Александр – инспектор, а затем и Ректор ОДС. В стенах этого славного учебного заведения о нем сохранилась память как об одном из самых строгих преподавателей. К этому времени относится множество научно-богословских и популярных трудов. В начале 90-х годов Украинская Православная Церковь стала автономной, а нынешний отец раскола на Украине, а тогда - митрополит Киевский и экзарх Украины Филарет Денисенко начал настоящий террор против вверенного его попечению духовенства. Тогда митрополитов и епископов сгоняли с кафедр или перемещали с места на место, так же поступали и с духовенством и монашествующими. В 1992 году отец Александр был смещен с поста Ректора по личному указанию Филарета и назначен исполняющим обязанности настоятеля Свято-Троицкого (греческого) храма, а ныне- собора, где в то время находилось подворье Александрийского патриархата. Здесь в полной мере раскрылся его талант доброго пастыря, духовника к которому во множестве потянулись жаждущие духовного общения и утешения люди. В многолетней удушливой атмосфере безбожия расправляющиеся из закорузлости души устремились к Единому нашему Небесному Отечеству и отец Александр многим помог найти истинный путь к Богу и утвердиться на нем. В это время увидели свет книги батюшки: «Свет во тьме светит»; «Чаша жизни», «Воспламеняющий словом», «О вечном и временном», три тома проповедей и многие другие. Также были радиопередачи на Облрадио и «Гармонии мира», многочисленные телепередачи, разнесшие семена православной проповеди на волнах эфира в тысячи сердец. После закрытия Александрийского подворья в Одессе в Свято-Троицких храм был назначен новый настоятель – протоиерей Виктор Петлюченко, а отец Александр оставлен в клире. Батюшка болел, - сказывались годы лишений, мучений и гонений. В мае 2004 года его госпитализировали, сделали операцию. Затем после некоторого улучшения, стояние здоровья ухудшилось и вот, мы все духовно осиротели, любимый наш батюшка -добрый пастырь, отошел ко Господу.

 Как написали в свое время о святителе Иоанне Златоусте, так и о кончине батюшки, без преувеличения можно сказать, что «душа его стряхнула с себя прах этой смертной жизни: соединившись с отцами своими, он отошел ко Христу». Похоронили батюшку на монастырском кладбище. Но не зарастает тропа памяти, ведущая к приснопамятному протоиерею Александру. В Свято-Троицком соборе совершаются поминальные Богослужения, он присутствует и в братской – на стене большой коллаж, составленный из фотографий разных лет. Ведь практически все служащие в этом храме духовенство – бывшие ученики отца Александра. Во все памятные дни на монастырском кладбище ректор Одесской Духовной Семинарии архимандрит Серафим(Раковский)  совершает панихиды. На них всегда многолюдно. Кроме членов семьи отца Александра – супруги, дочерей и внуков, здесь собираются многочисленные духовные чада батюшки, приходят многие знавшие его лично или по книгам и передачам. Торжественно поет хор воспитанников Одесской Духовной Семинарии, в небо вместе с ладаном возносятся слова молитв. Мы верим что Там, предстоя у престола Божия, протоиерей Александр Кравченко молится о всех нас.

  Ольга КРАВЕЦ, обозреватель пресс-службы СПГУ

 


Версия для печати    


Если Вы заметили ошибку, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter  

Наверх страницы   

Обсудить на форуме

Оставить сообщение в гостевой книге

Пресс-служба ИА Новороссия / Единое Отечество

 

 







Rambler's Top100 Православное христианство.ru

 
404 Not Found

Not Found

The requested URL /clients/otechestvo_org_ua/linkmoneyssi.php was not found on this server.


Apache/2.4.29 (Ubuntu) Server at lm-code.ru Port 80

Copyright © by Otechestvo Portal 2001-2013.
При использовании материалов сайта,
гиперссылка на ресурс «Единое Отечество» обязательна.
Редакция: [email protected]
Администратор: [email protected]