Зав. отделом Института стран СНГ, глава Московского отделения Союза Православных граждан Кирилл Фролов посетил Ригу и принял участие в презентации "Русской доктрины", а также выступил на конференции Европейского русского альянса

 

  

 

10.10.06

Интервью с К.А.Фроловым в Риге


По приглашению "Русского клуба"(входит в ОКРОЛ) Ригу посетил зав. отделом Института стран СНГ, глава Московского отделения Союза православных граждан Кирилл Александрович Фролов. 8 сентября он принимал участие в презентации "Русской доктрины", а 9 сентября. Вопросы задавал И. Ватолин.


-- Представьтесь, пожалуйста.

-- Кирилл Александрович Фролов, заведующий отделом Украины Института стран СНГ. Мой академический интерес -- история карпатороссов. Эта западная ветвь русского народа за Карпатскими горами неоднократно подвергалась попыткам ассимиляции, но сохранила свою русскость. Ведь у нас до сих пор считают, что за Карпатами живут одни бендеровцы, западные украинцы, а на самом деле там живут карпатороссы, которые стали формироваться в четвертую восточно-славянскую нацию после попытки насильственной украинизации при большевиках. Карпатороссы -- как кость в горле у украинских этнократов, и сейчас предпринимается попытка их тотальной ассимиляции. Для меня лично это выразилось в запрете на въезд на Украину, и откладывании завершения диссертации на тему "Архивы карпаторусских организаций России и Украины". Но диссертация будет написана, и, надеюсь, народ этот не будет предан и забыт. Кроме того я возглавляю Московскую организацию Союза православных граждан(СПГ). Эта, пожалуй, наиболее известная общественная организация действует в рамках социальной концепции Русской православной церкви. Концепция предполагает, что, не выступая от имени церкви, православные общественные организации должны активно отстаивать интересы православия в общественно-политической сфере, в секторе гражданского общества. СПГ имеет отделения на всем постсоветском пространстве: на Украине, в Казахстане...
Мы считаем, что православное русское население Прибалтики должно найти формы
самоорганизации для отстаивания своих гражданских прав. Потому что освобождение дадут нам ни царь и ни герой, а добьемся мы его только собственной рукой - гражданским активным действием. Вообще, православие в XXI веке сможет выжить только благодаря пассионарности, росту миссионерской активности. В современных условиях абсурдно рассчитывать на помощь государства -- никакой полицейский не поможет, если ты сам ничего не делаешь. Подобная гражданская консолидация на основе православных ценностей давно назрела. Пришла пора, когда 15 лет нарушения гражданских прав русского населения, должны возыметь обратный эффект на тех, кто их нарушал. Люди, закалившиеся в борьбе за гражданские права, в итоге окажутся победителями. А латвийским этнократам можно посоветовать почаще вспоминать про ЮАР, что в итоге стало с теми, кто создавал там систему апартеида. Ведь то, что сейчас происходит в Латвии, иначе, чем мягким апартеидом не назовешь.

--На рижском Покровском кладбищеВ Риге у вас была богатая программа...

-- Это удивительная возможность -- пообщаться со всем спектром русских общественных организаций, познакомиться практически со всеми лидерами... Я убедился, что русские в Латвии имеют очень высокий социальный статус. К нам в Москву приходит очень много просителей из постсоветских стран, которые просят копеечку на создание организаций и тому подобное. Среди русских Латвии я не увидел таких просителей. Я увидел людей, которые крепко стоят на ногах, которые предлагают свои проекты, которые способны нас сюда пригласить. Людей способных чрезвычайно многого добиться при желании конвертации своего интеллектуального и политико-экономического капитала. Раньше или позже они добьются, что Русская община займет в Латвии приличествующее ей место -- влиятельной политической силы в стране и регионе.

-- Непосредственной целью вашего приезда в Ригу была презентация "Русской доктрины". Что это за документ?

-- Уникальность "Русской доктрины"(РД) состоит в ее проектности. Любой русский православный интеллектуал перечитал много томов-проектов спасения России, много хороших произведений на тему русского возрождения... Но все они не имели проектной основы. Вообще, для русских характерно останавливаться в этой точке перехода, когда необходимо конвертировать мироощущение в программу действий во всех сферах: собственности, экономики, политики, науки, религии.. "РД" -- шаг на этом пути. Она, разумеется, требует углубления, развития, добавления регионального аспекта. Что надо делать на Украине, то не всегда стоит делать в Прибалтике. Надеюсь, что рижская презентация стала событием для интеллектуальной и духовной жизни русских Прибалтики. Судя по происходившему в зале "РД" не оставила равнодушной, вызвала живые оценки, острую дискуссию. Эта острота свидетельствует о своевременности появления "РД". Теперь главное -- реализация. Организация экономического и политического контрнаступления православного миссионерства. Что возможно только при овладении православием формами современного интеллектуального действия. При сохранение верности традиции церковь должна быть адекватна своему миссионерскому служению, то есть технологически оснащенной. Соответственно, и Русская община Латвии должна иметь свою систему смыслов, свои яркие символы и фигуры, которые обосновывают ее автономность, ее цели и права на этой земле. Одной из таких фигур несомненно является священномученик Иоанн Рижский(Поммер).

?-- Полный текст "РД" на сайте: www.rusdoctrina.ru занимает порядка 700 страниц. Не могли бы вы сформулировать основной ее смысл .

-- Пожалуйста. Православие, самодержавие, народность с высокими технологиями -- атомной бомбой и компьютерами новейшего поколения. Еще более метафорично: это выход православного монашества на околоземную орбиту. Я это говорю безо всякой иронии. Ведь сейчас у нас создался какой образ православия -- архаические силы, лапотные люди, которые тянут глубоко назад. На самом деле русские монастыри были центрами технологической модернизации. Первая русская гидроэлектростанция возникла в Соловецком монастыре. И стабилизационный фонд России был не где-то в Америке, а в Исифо-Волоцком монастыре... В начале ХХ века православие выступало основой модернизации на основе традиции. И ученое монашество было передовым классом общества, которое показывало смысл и способы возрождения страны. И сейчас в рыночной экономике как никогда востребована православная этика -- формирование образцовых капиталистических хозяйств, находящихся на переднем крае экономики знаний и современных технологий. Потому что, если Россия останется сырьевым государством, она погибнет. Залог модернизации на основе традиции -- это союз церкви, науки и бизнеса. И иного нам не дано, поскольку традиции без модернизации -- это превращение в индейцев, которых тут же сметут более сильные конкуренты. А модернизация без традиций -- это ассимиляция, растворение в мире глобализма.

-- Речь идет о консервативной революции...

-- Можно и так сказать. Консервативная революция, динамический консерватизм, эффективный национальный проект...

-- Немалую часть в вашей доктрине составляют вопросы хозяйства. Но как быть с классическим тезисом, что у рынка нет национальности?

-- С одной стороны у рынка действительно нет национальности, но на рынке представлены конкурирующие национально-религиозные проекты. Например, одна из функций американского государства -- обеспечение тесного взаимодействия с американским капиталом для поддержания национальных интересов США. Своя уникальная, рассчитанная на экспансию, экономическая система есть у исламского мира. Мир движется конкуренцией религиозно-политических идей. Американцы вовсю осуществляют идею протестантского миссионерства. Джордж Буш-младший всячески выпячивает свой протестантизм и не только в борьбе за ограничение абортов. Он не стесняется заявить на весь мир, что, бомбя Сербию и Ирак, американцы выполняют богоугодную миссию. В рамках того же имперско-протестантского проекта осуществляется экономическая экспансия. Не отстает и ислам. Вовсю работает система так называемого исламского экономического права и специфическая кредитная практика. Они не случайно обсуждают нравственное измерение экономики, пытаясь создать эффективную рыночную модель на основе этических принципов мусульманства. Поэтому абсолютный космополитизм рынка встречается только в теории -- на практике приходится каждый раз сталкиваться со вполне определенным национально-религиозным проектом.
Поэтому, когда России навязывают то протестантскую рыночную этику, то исламскую, как новую форму социализма, в этой ситуации "РД" говорит: -- Нет! У нас есть своя православная экономика, способная обеспечить гармонию национального вселенского труда и капитала. Есть и наши святые предприниматели. Например, Серафим Вырицкий, который молился за Россию во время Великой Отечественной войны, был крупнейшим пушным торговцем. Он создал в Санкт-Петербурге образцово-показательное капиталистическое предприятие, на доходы с которого он кормил всю питерскую бедноту. При этом он так поставил дело, что люди стояли в очереди, чтобы устроиться к нему на работу. Когда современные православные создадут эффективную систему производства и социальной помощи, тогда к ним потянутся люди, и они выйдут в лидеры страны. А там, глядишь, и национальная экономика конкурентоспособной станет.

?-- Как должен выглядеть современный православный предприниматель?

-- Это человек, для которого не существует духовной шизофрении, когда он в воскресенье православный, а как предприниматель он обычный сутяга, который урывает как можно больше. Это человек, который воспринимает свое богатство как величайшую ответственность и думает, как максимально его использовать для спасения себя и своих ближних, своего народа. Это человек с высочайшей целостной мотивацией, которая делает его эффективным в ситуации жесткой конкуренции. Это во всех отношениях современный человек, опирающийся на все многообразие интеллектуальных и прикладных технологий. Естественно, что хозяйственный скачок России должен основываться не только на православных ценностях, но и на экономике знаний. К счастью, Россия остается одной из самых технологически развитых стран мира с конкурентоспособной системой образования. С другой стороны, сейчас на мировом рынке сложилась конъюнктура цен, чрезвычайно благоприятная для России. Мы, православные христиане, считаем, что это не случайно. Мы считаем, что колоссальные цены на нефть это дар Божий, шанс для нашей страны, которой Господь Бог не случайно даровал колоссальные природные богатства. Во всяком случае не для того, чтобы их продать и проесть, а для осуществления исторической миссии Третьего Рима -- российского геополитического проекта.

-- И каковы цели сегодняшнего Третьего Рима?

-- К сожалению, ситуация такова, что в системе имеющихся мировых геостратегических и религиозно-политических инициатив Россия обречена играть второстепенную роль. И только в рамках восточнохристианской цивилизации мы выступаем как центр, столица. Тут нам на руку то обстоятельство, что постхристианская цивилизация Западной Европы переживает кризис утраты традиции. Если нам удастся правильно передать им сохраненную нами православную традицию, мы получим клуб друзей России во всех странах ЕС. В этой сети найдется место и русским Прибалтики -- моста между Европой и Россией.

-- Насколько эти взгляды разделяет нынешнее российское руководство?

-- Российское руководство ищет формулу идентичности для страны и прислушивается... Некоторые геополитические моменты, прописанные в "РД", реализуются уже сейчас. Например, Владимир Путин неожиданно для всех совершает визит в Грецию, где подписывает документ о "православном нефтепроводе" из России через Болгарию и Грецию -- в обход Турции. Символически это можно рассматривать как возвращение под знамена Третьего Рима, поствизантийской православной цивилизации. Следующий шаг -- создание над экономической системой политической надстройки. Давно существует очень эффективная организация Исламская конференция -- союз глав исламских государств, при котором функционируют Исламский банк развития, Совет по СМИ и другие структуры. Это очень мощная лоббистская структура мирового уровня. Пришло время создать международную Православную конференцию. Ее созданию способствует то, что ЕС давит на греков и болгар, требуя от них отказаться от Закона Божьего в школе, признать однополые браки, отказаться от своей религиозно-национальной идентичности. По мере усиления этого давления они будут все больше поворачиваться к России. Что уже сделал глава Элладской церкви архиепископ Христодул. В отличие от зависимого от США Константинопольского патриарха. В этом зримое воплощение РД и возвращение под знамена Третьего Рима как актуальная политическая цель для России. Не архаика, но проект будущего.

-- Введение обязательных Основ \Православия в школах РФ -- тоже часть "РД"?

-- Несомненно. Осуществления любого проекта России как суверенного государства невозможно без укрепления национально-религиозной идентичности. Сейчас выросло поколение, которое ничего не слышало о о величайшей духовной традиции исихазма, не знает, кто такой Сергий Радонежский. Наверняка, далеко не все выпускники русских школ Латвии знают о жизни и подвиге Иоанна Рижского(Поммера). И это не простой просчет при составлении курсов истории или литературы, когда из последнего намеренно вычеркнут такой важный литературный жанр как жития святых. Трудно переоценить разрушительные последствия подобного исторического беспамятства.

-- Не приведет ли обязательное введение этого курса для детей из мусульманских или иных неправославных семей к усилению тенденции распада России?

-- Нет. Потому что любой гражданин РФ должен в обязательном порядке владеть основами русской православной культуры. Это должно стать обязательным условием инкультурации мигрантов. Сейчас Россия стоит на распутье перед проблемой нелегальной иммиграции. Первый путь -- это национальная капитуляция русских, превращение России в Русистан и вырождение русского народа. Второй путь -- карельской Кондопоги, этнических чисток, националистического реванша, который взорвет Россию. И , наконец, третий путь -- очень сложный, затратный, но единственно возможный. Это инкультурация мигрантов в русское культурное пространство. И одного языка тут недостаточно. Мы знаем людей, отлично владеющих русским языком и при этом ненавидящим Россию. У этой инкультурации нет иного пути, чем погружение, вживление человека в мир русской православной культуры. Что не означает обязательного принятия православия как конфессии, но формирование знания и понимания этого мира, умения ориентироваться в нем. Кстати, в местах компактного проживания мусульман у нас давным-давно преподают основы исламской культуры, против чего православное население этих регионов не имеет никаких возражений.

-- И все же сложились ли у авторов "РД" реальные контакты с российским истэблишментом? Насколько там готовы принять вашу доктрину в качестве государственной идеологии?

-- Этот документ не претендует на роль готовой государственной идеологии. "РД" претендует на то, чтобы быть вписанной в проект творения будущего России. Я бы вообще не стал жестко постулировать термин "идеология" по отношению к современному Российскому государству. Тут есть две крайности: возвращение к тотальной идеологии советского типа и полное размывание ценностей. Нужно пройти между обеими безднами. Как говорит выдающийся иерарх современности митрополит Кирилл: "Нам нужна не государственная идеология, а базовые ценности, которые бы определяли поведение политической элиты". В этом смысле православие, самодержавие, народность в переводе на современный язык означают не что иное как базовые ценности русской цивилизации -- православную традицию, государственный суверенитет и гражданскую нацию. По выражению того же митрополита Кирилла, выборы в России не должны быть поводом для потрясений. А это возможно только тогда, когда в обществе есть базовые ценности, которые никем не оспариваются. Накануне выборов политические партии должны ломать копья по надстроечным вопросам, но не подвергать сомнению базовые ценности, в число которых входят русская культура и Православная Церковь.

-- Спрошу прямо: есть ли у вас и ваших сторонников шансы войти в Общественную палату или стать советниками Путина?

-- Думаю, такие шансы есть у всех занимающих активную экспертную и гражданскую позицию. При этом мало просто знать и уметь -- нужно добиваться своей востребованности. Нынешний министр образования РФ Фурсенко, резко выступивший против школьного курса "Основ православной культуры" и против фундаментальной науки, тоже апеллирует к Общественной палате. Мы, в свою очередь, обратились за поддержкой к нашим сторонникам в Общественной палате -- трем архиереям(митрополиту Клименту, архиепископу Лонгину и архиепископу Феофану) и к мирянам Андранику Миграняну, Сергею Маркову, Алексею Чадаеву, отстаивающим православные интересы.

-- Относится ли демократия к базовым ценностям "РД"?

-- Да. Но в варианте национальной, или суверенной, демократии. А не компрадорской, экспортной, демократии. Мы за сочетание демократического и государственного начала. В настоящее время предпринимаются попытки нарушить целостность и суверенитет России при помощи квазидемократических технологий. В России существуют неправительственные организации, использующие информационные технологии для целенаправленного разрушения традиционной российскую идентичности -- а там и до государственности недалеко. Есть целая сеть, работающая против Русской православной церкви, против воссоединения Московского патриархата с Русской зарубежной церковью. Но у них ничего так и не получилось. Суверенная демократия подразумевает защиту идентичности, отстаивание базовых ценностей силами государства. При этом нельзя забывать, что подлинная демократия, возможна только при наличии подлинных граждан. Не населения без веры, культуры и традиции, а граждан -- людей имеющих отношение к России, готовых нести ответственность за ее судьбу, быть субъектами истории. Демократия по изначальному понятию возможна только при наличии полноценных граждан.

-- А как в "РД" с гражданским обществом?

-- На Руси гражданское общество искони называлось миром, соборностью. Поэтому идея гражданского общества для нас органична. Просто, может быть, стоит вернуться к традиционному для русских политическому лексикону. Союз православных граждан несомненно является организацией гражданского общества. А Институт стран СНГ -- это неправительственная организация, альтернативная соросовской сети фондов и грантов. Мы строим свою российскую православную интеллектуальную сеть. Гражданственность и национальное самосознание для нас относятся к одной понятийной цепи. Зрелое гражданское общество предлагает технологии, которыми должен обладать русский православный народ для осуществления своих фундаментальных прав. Поэтому мы говорим: -- Технологии демократии и гражданского общества -- на службу России и русским! Но полного гражданского общества, без двойных стандартов. В латвийской ситуации это означает равные права для второй по значимости Русской общины.

-- Поговорим о Латвии. С одной стороны, позиции подчиняющейся Московской патриархии Латвийской православной церкви сильны как никогда, с другой, церковь демонстрирует полный нейтралитет по всем злободневным для Русской общины вопросам...

-- Основы широкого движения православных мирян заложены самой церковью. На архиерейском соборе 2000 года РПЦ приняла социальную концепцию, в которой мирянам прямо указывается защищать свои ценности в общественно-политической сфере. Поэтому первым шагом к созданию такого движения в Латвии стала бы презентация в Латвии этого документа, где прямо прописана необходимость общественных движений мирян. Каждый православный христианин, придерживающийся Символа веры, несет ответственность за судьбу церкви. Не выступая от ее имени, он не просто может, но обязан отстаивать интересы веры, ценности своего народа в общественно-политической мирской сфере. Поэтому борьба за русские школы -- это православное дело. Ведь вся русская культура пронизана православием. Встать на ее защиту -- наш христианский долг. На следующем этапе должно последовать институциональное оформление этого движения. Но для начала надо осознать, что церковь это не только клир, но и миряне, отвечающие за судьбу веры. Латвийские православные должны тем более сохранять бдительность, поскольку латышские этнократы могут в любой момент попытаться по эстонскому варианту перевести вашу церковь под юрисдикцию зависимой от США Константинопольской патриархии. Там ситуация очень сложная. Церковный народ не пошел в Константинополь -- у них практически никого нет. Создается структура, чтобы по мере ассимиляции православного русского населения потихоньку, в течение десятилетий, переманивать из под влияния Московской патриархии. Чтобы этого не произошло в Латвии, необходимо массовое движение православной мирской общественности с серьезным градусом церковной и исторической сознательности. Нужны люди, осознающие свою веру и готовые постоять за нее. Относящиеся к своему общественно-политическому служению как к религиозному долгу.

-- Оставим в стороне Константинополь. Вот приезжает в Латвию Московский Патриарх Алексий и вручает награды гонителям здешнего русского народа...

-- Мы знаем, насколько болезненную реакцию это вызвало среди русских Латвии. Единственное, что тут можно сказать... Сохранение Латвийской Православной Церкви в лоне Московского Патриархата, имея в виду возможность вмешательства Константинополя, дорогого стоит. Ради этого можно идти на многое, но до определенной грани. Здесь я хочу процитировать великого человека, экзарха Прибалтики Сергия Воскресенского, который так отозвался о своих контактах с представителями нацистского оккупационного режима: "комиссаров обманывали, и этих колбасников в три счета вокруг пальца обведем". Его ненавидели и нацисты, и коммунисты. Он до последнего часа оставался русским православным патриотом. Подобные компромиссы были бы не нужны при наличии сильной православной элиты, русских православных интернет-сайтов, газет, формирующих общественное мнение. Должно быть православное общество, которое никогда не позволит отделить Латвийскую церковь от Московского патриархата, к которому будет прислушиваться и иерархия, заинтересованная в диалоге с общественно-политическими организациями мирян. Современная русская православная церковь не боится сильного православного мира, сильной православной элиты. Мы видим, как блистательно в этом направлении действует митрополит Кирилл, стоявший у истоков Социальной концепции РПЦ и Декларации прав и достоинства личности, принятой на Всемирном Русском народном соборе. Мы видим, как активно взаимодействуют с русскими организациями Латвии представительство Московской патриархии при ЕС, которое возглавляет архиепископ Венский и Австрийский Илларион. Его секретарем является присутствующий здесь в Риге, на конференции Европейского русского альянса, отец Антоний Ильин. Они в рамках полномочий отдела внешнецерковных связей РПЦ всячески налаживают этот диалог.

-- Хотя русских в Латвии достаточно много, их отличает объективная раздробленность. Даже если взять одну церковную линию, то тут и старообрядцы, и православные, и атеисты, и прихожане церквей нового поколения. Насколько ваша доктрина может быть воспринята русскими Латвии во всей их сложности?

-- Во-первых, эта объективная раздробленность носит субъективный характер. Она будет преодолеваться по мере роста привлекательности России и Русской православной церкви. Над этим должны потрудиться все православные. И тогда возникнут предпосылки для преодоления этой раздробленности. Главная из них -- формирование новой русской элиты на основе базовых православных ценностей, лежащих в основе предложенной "РД".

-- Насколько для вас как исследователя и православного активиста важно, как складывается общественно-политическая ситуация в Латвии? Ваша оценка расклада сил в латвийском пейзаже?

-- Русский народ является самым большим разделенным народом мира. Русские Латвии -- это огромная община, отрекаться от которой мы не имеем никакого права. С огромной симпатией в порядке личного долга я готов содействовать консолидации русского мира Латвии. Русским Латвии, первым в Европе, удалось закрепиться в национальном парламенте и провести своего депутата в парламент Европы. На сегодняшний день Запчел и Центр Согласия являются не маргинальными политическими силами, представленными в парламенте, которые должны встать над внутренними разногасиями и делать общее дело. Внушает оптимизм и то, что русские вопросы входят в повестку дня и других политических партий. Но каждой партии необходим контроль со стороны гражданского общества, поэтому мы хотим, чтобы Русская община Латвии и Объединенный конгресс русских общин Латвии стали эффективными структурами, контролирующими политические партии -- чтобы они твердо следовали по пути защиты интересов Русской общины. Радует, что в Латвии не происходит маргинализации русского населения. Русские Латвии обладают высоким интеллектуальным и экономическим потенциалом. Они твердо стоят на ногах и проводят свою политическую линию. К вышеперечисленному можно добавить разве что огонь пассионарности. Потому что только вера способна зажечь холодные сердца. Вот тогда будет востребован весь огромный потенциал русского народа Латвии, и он займет достойное его положение.

Мне довелось побывать в Риге сразу на двух мероприятиях в рамках формирования Русской общины Европы. Русский европейский альянс -- это сильная идея, потому что Русская община Европы потенциально является одной из самых влиятельных сил на континенте. Она опирается на православные ценности, вполне приемлемые для огромного числа консервативно мыслящих европейцев, с тревогой наблюдающих за деградацией западного христианства. Есть примеры, когда 82 англиканских и 62 итальянских священника перешли в лоно Русской православной церкви. Это указывает на огромную перспективу православного миссионерства в Европе. А человек, принявший православие через русскую церковь с неизбежностью становится другом русского народа. Православный англичанин, священник РПЦЗ Эндрю Филлипс так и пишет: "Мы, англичане, французы и прочие, находящиеся в лоне православия -- народ святой Руси..." Это наши люди. В этом смысле колоссальный импульс русскому делу в Европе должно дать начинающееся воссоединение Московской патриархии и Русской православной церкви за Рубежом. Это означает и преодоление гражданской войны, и возвращение Белой армии на родину в качестве победительницы, и создание мощной русской православной сети во всей Европе, которая станет проводником религиозного и культурного влияния и привлечет на нашу сторону огромное количество европейцев, которые не хотят участвовать в пошлости, разложении и деградации постхристианского общества.

-- Вы сказали "Белая армия как победительница". Не оттолкнет ли такая постановка вопроса людей, воспитанных на ценностях советского периода?

-- Воссоединение -- это синтез, а не противоборство. Это именно окончание гражданской войны. Русская церковь на родине олицетворяет ту часть народа, которая прошла через советский период -- русская церковь за рубежом представляет не принявших его. И вот воссоединяется, собирается разделенное целое. Не для противостояния, а для созидания. В этом и состоит победа белых, и того народа, который растворил коммунизм в русской православной традиции.

-- Не опасаетесь, что в случае публикации этого текста латвийская власть включит вас в "черный список"?

-- Со мной это уже произошло на Украине. Если за прописные истины о том, что Латвия является двухобщинным государством, что русский народ должен занять достойное место, и иметь всю полноту гражданских прав, -- если за все это могут не пустить в Латвию, то это очень серьезный приговор для этой страны. Подобная реакция на слова о необходимости гражданского и национально-культурного равноправия свидетельствует о серьезнейшего кризисе демократии. Моя человеческая и профессиональная установка -- называть вещи своими именами. В России и за ее пределами. Если я перестану это делать, то, спрашивается, зачем я вообще живу.

www.lenta.info

 

См. также:

Латвийские русские набирают силу

Публикации сайта: За Русскую национальную идею, за Русский язык

Читайте материалы сайта на тему: "ЦЕРКОВЬ и ПОЛИТИКА: церковно-государственные отношения"

Публикации на сайте в поддержку введения "Основ Православной культуры" в государственный компонент образования России и Украины

 

 

Обсудить на форуме

Оставить сообщение в гостевой книге

Пресс-служба ИА Новороссия/СПГУ

Наверх страницы
 




Rambler's Top100Православное христианство.ru Информационный портал с возможностью размещения своей информации. AllBest.Ru AddWeb.ru - Раскрутка сайта, продвижение сайта, бесплатная раскрутка сайта Украинский портАл
HotLog
 
404 Not Found

Not Found

The requested URL /clients/otechestvo_org_ua/linkmoneyssi.php was not found on this server.


Apache/2.4.29 (Ubuntu) Server at lm-code.ru Port 80

Copyright © by Otechestvo Portal 2001-2013.
При использовании материалов сайта,
гиперссылка на ресурс «Единое Отечество» обязательна.
Редакция: [email protected]
Администратор: [email protected]