9 марта в 12 часов в РИА "Новости" состоится пресс-конференция Председателя Союза Православных Граждан, гл. редактора журнала "Православная Беседа" Валентина Лебедева и Сопредседателя СПГ Сергея Глазьева на тему "Церковно-государственные отношения в России- желаемое и действительное"
В преддверие этой пресс-конференции пресс-служба СПГ предлагает Вашему вниманию наш взгляд на самые острые, волнующие нас вопросы в отношениях Церкви, общества и государства. Эти вопросы будут в центре внимания участников пресс-конференции

тел. пресс-службы СПГ 9508282? 8/9168419974
e-mail: [email protected]

Негативные тенденции в российских церковно-государственных отношениях, которые могут повлиять на выбор православных избирателей 14 марта 2004 года.

В настоящий момент, несмотря на внешне декларируемое благополучие, взаимоотношения между государством и Церковью осложнены рядом серьезных проблем, существование и неразрешенность которых способны не только затруднить осуществление верующими своих гражданских прав, но и существенно ухудшить возможности позитивного влияния Церкви в обществе, способствовать негативизации образа власти в глазах верующих России. В качестве основных проблем, требующих, по нашему глубокому убеждению, для своего разрешения деятельного и плодотворного сотрудничества Церкви с высшей государственной властью, сотрудничества, основанного на прямом и равноправном диалоге, и направленного, в конечном счете, на благо всего общества, мы выделяем следующие:

- ухудшение правового положения Церкви и других традиционных конфессий в результате принятия Земельного и Налогового кодексов. Вряд ли новая система налогообложения Церкви даст в масштабах государства принципиально важный экономический эффект; в то же время верующими эти изменения справедливо оцениваются как дискриминационные и ограничивающие социальные возможности Церкви. Серьезную озабоченность вызывает и возможность того, что верующие могут быть вынуждены выкупать церковную землю или оплачивать ее аренду; в этом случае православные общины могут стать жертвой земельных спекулянтов и произвола чиновников на местах. По новому Земельному кодексу Церковь лишена даже тех прав, которые сохранены за общественными организациями. Принятие, впервые за постсоветский период, законов, явно направленных против Церкви, не приносит государству ощутимой выгоды, но способно нанести серьезный ущерб
позитивному образу власти в глазах религиозного большинства - всем памятны советские налоговые поборы с Церкви, а до аренды, либо выкупа церковной земли не додумались даже большевики. То обстоятельство, что впервые в постсоветской истории России приняты антицерковные законы, бьет по престижу существующей власти

- осуществление в религиозной сфере проектов, предполагающих вмешательство в церковно-государственные отношения со стороны группировок, по тем или иным причинам заинтересованных в навязывании государству своих услуг в качестве "посредников в государственно-конфессиональном диалоге". Фактически, от имени государства пропагандируется идеология "равноудаленности конфессий", отрицания принципиального отличия Русской Православной Церкви как конфессии, объединяющей миллионы российских граждан, как носительницы традиционных для нашего общества духовно-нравственных ценностей, и подход к ней как к "одному из экономических субъектов". Без пропаганды и применения такой идеологии было бы невозможным принятие явно антицерковных законов, значительную роль в котором сыграл ответственный чиновник Правительства РФ Андрей Себенцов. Ныне главным лоббистом антицерковных законов является и.о. министра экономики Герман Греф. Отрицая на словах принципиальное отличие значимости Церкви для российского общества и рассматривая ее как "одну из общественных организаций", сторонники вмешательства в церковно-государственные отношения считают себя вправе применять к ней "политические технологии", методы внешнего влияния. Один из примеров осуществления подобных проектов - создание и поддержка "альтернативного православия", пропаганда, в политических целях, маргинальной группировки раскольников "РПАЦ" как "альтернативы РПЦ" и предоставление ее участникам широких информационных возможностей, а также деятельность, направленная на срыв восстановления единства Русской Православной Церкви в России и зарубежом; несмотря на то, что этот процесс был инициирован при непосредственном участии высшей государственной власти, подобные действия получают значительную поддержку со стороны тех, кто говорит и действует от имени государства. Пропагандистом "альтернативного православия" является политтехнолог Глеб Павловский, при поддержке которого создан антицерковный Интернет -сайт "Кредо.ру". Учитывая огромные возможности, которые имеются у Президента России, эта проблема могла быть решена законным и правовым путем элементарно. Однако, несмотря на то, что деятельность Павловского по расколу Русской Православной Церкви наносит огромный вред национальным интересам страны, ничего не предпринято. Одним из центров пропаганды "равноудаленности Церкви" и внешнего вмешательства в церковно-государственные отношения стал Методический совет по осуществлению религиозной тематики в СМИ при Минпечати РФ, при поддержке которого реализуется ряд проектов информационного воздействия, а также административные структуры Приволжского федерального округа, ставшего в последние годы своеобразным полигоном для сомнительных экспериментов в религиозной сфере; в частности, при поддержке сотрудников администрации ПФО разработана и внедряется идеология "многосубъектной конфессиональной политики", предполагающая участие в качестве ее равноправных субъектов "студенческо-профессорских корпораций религиоведов", "адвокатуры как бизнеса", "светских журналистов, пишущих о религии" и Бог знает кого еще.
Сторонниками вмешательства в церковно-государственные отношения уделяется большое внимание прицельной работе с чиновниками с целью создания у них того или иного мнения (о чем говорится и пишется открыто), а также возможностям воздействия на информационную картину в религиозных вопросах; с этим связаны попытки оправдать такое вмешательство необходимостью "борьбы с экстремизмом". Между тем, реальный религиозный экстремизм существует в значительной мере в силу недостаточности информационных возможностей традиционных конфессий, имеющих многовековой опыт мирного сосуществования и принципиально чуждых экстремистских тенденций. Заметим, что Русская Православная Церковь, как институт, оказывающий существенное стабилизирующее влияние в обществе, зачастую становится объектом прямой агрессии со стороны тех, кто в этой стабильности не заинтересован; последний пример - начавшийся судебный процесс по делу национал - экстремиста Корчагина, распространявшего кощунственные нападки на православные святыни и обвиняемого, как и организаторы провокационной выставки, в разжигании ненависти к православным верующим. При поддержке тех же группировок, специализирующихся на вмешательстве в вопросы религиозно-государственных отношений, осуществляется получивший печальную известность проект "Русский ислам", предполагающий пропаганду нетрадиционного, политизированного ислама среди традиционно православных народов, в первую очередь - среди русских, снижение роли традиционных духовных лидеров ислама и интеграция радикального ислама в качестве масштабного фактора общественной и политической жизни России.
Организаторами проекта являются Петр Щедровицкий и Сергей Градировский (Глава ЦСИ ПФО), основным идеологом, помимо Градировского - публицист и политик явно экстремистской ориентации Гейдар Джемаль. Организаторами прилагаются значительные усилия к том, чтобы представить проект как ориентированный на "борьбу с экстремизмом", однако сами исламские экстремисты отзываются о "Русском исламе" крайне положительно, и называют его, в частности - на своем пропагандистском сайте "Кавказ-центр", "мирным джихадом", позволяющим, по их мнению, без лишних сложностей достичь конечных целей "джихада", то есть - политического торжества ислама. Серьезным ударом по престижу государства в глазах верующих стала попытка втянуть России в членство в организации <Исламская конференция>, где ведущую роль играет Саудовская Аравия-страна государственного ваххабизма. К сожалению, последние заявления министра иностранных дел Игоря Иванова, приветствовавшего создание еще одного исламского университета в Москве (исламских ВУЗов в России уже больше, чем православных), проведение в Москве конференции ОИК, публикации о желательности для России Саудовских инвестиций, которые имеют, прежде всего, религиозно-политический характер, свидетельствуют об успехе катастрофического по своим последствиям проекта "русский ислам" Речь идет не о диалоге с традиционным исламом, которой мы приветствуем, а именно интеграции Росси в радикальные сообщества и "мирной" ваххабитской экспансии в России.

Как необходимое условие для любых "экспериментов" и вмешательства в религиозной сфере - снижение роли и влияния традиционных конфессий, и в первую очередь - Церкви, и оттеснение ее от прямого диалога с властью; с этой целью вновь и вновь поднимается провокационный вопрос о необходимости "государственного органа по делам религий". Несмотря на то, что Священноначалие Русской Православной Церкви неоднократно заявляло о неприемлемости подобных механизмов во взаимоотношениях с государством, сторонники вмешательства в эти отношения жизненно заинтересованы в том, чтобы получить возможность легитимного влияния от имени государства. Вспомним получившее скандальную известность интервью бывшего сотрудника администрации Президента Максима Меера, заявившего, что в вопросах, связанных с религией, решения принимает не Президент, а "небольшая группа чиновников"! Сегодня попытки создания посреднических механизмов в отношениях с Церковью нацелены именно на монополизацию в своих интересах принятия решений в религиозной сфере. Те же цели преследуют утверждения о том, что вопрос налогообложения Церкви должен быть использован для создания механизмов влияния на нее; "независимые эксперты", позволяющие себе подобные утверждения, видят во главе и в составе подобных структур прежде всего самих себя. Русская Православная Церковь - конфессия религиозного большинства, к которой причисляют себя миллионы российских граждан, именно православные, религиозные и религиозно обоснованные принципы и ценности в значительной мере определяют убеждения и действия миллионов людей, поэтому всегда найдутся и желающие осуществлять внешний контроль над Церковью и над ее взаимоотношениями с государством, и государство не вправе допустить осуществления подобной возможности. Очевидно, что любые попытки внешнего контроля и давления на Церковь способны привести прежде всего к резко негативной реакции со стороны верующих, к падению в глазах верующих престижа и авторитета власти; способны сломить существующие позитивные тенденции во взаимоотношениях государства и Церкви. К сожалению, ситуация сегодня такова, что формулировать от имени государства принципы церковно-государственных отношений и вмешиваться в эти отношения в своих интересах может фактически кто угодно.
- невостребованность Государством социальных возможностей Церкви в полном объеме. Мы убеждены, что Государство вправе, не нарушая конституционных принципов светскости и не затрагивая ничьих прав, поощрять и использовать на благо общества позитивные тенденции не только в науке, культуре, общественной деятельности, но и в религиозной сфере. Религиозность, вера - мощнейший фактор общественного сознания, и ее существование в традиционных, устоявшихся, общепринятых формах - залог общественной стабильности и успешного развития страны. Более того, именно деятельное участие Церкви в общественной жизни, пропаганда религиозно обоснованных духовно-нравственных ценностей дает нашей стране возможность решения жизненно важных проблем. В настоящий момент только Церковь способна дать реальную возможность преодоления угрожающего России демографического кризиса - мировой опыт показывает, что для решения этой проблемы экономических средств недостаточно, и вернуть нашей стране нормальный уровень рождаемости, снижение числа абортов и разводов может именно пропаганда традиционных, православных ценностей, живое слово Церкви. Именно Церковь способна внести существенный вклад в решение молодежных проблем, преодоление наркомании и алкоголизма, помочь подросткам найти твердые нравственные ориентиры в жизни.
Именно присутствие Церкви, присутствие священника способно радикально изменить нравственный климат в воинских частях, добиться того, чтобы выполнение воинского долга перестало бы вызывать страх у призывников и их родителей. Именно православные ценности, именно убеждения, основанные на личной вере, способны дать обществу твердую нравственную основу, дать глубокую и разделяемую большинством мотивацию этических предпочтений, помочь формированию принципов социально ответственного бизнеса и действенной трудовой этики. Именно пропаганда конструктивной гражданской позиции Церкви может способствовать преодолению экстремистских тенденций, в том числе - в молодежной среде. Именно активность Церкви, являющейся единственной неразделенной структурой на постсоветской территории и в значительной мере формирующей образ России в зарубежных странах, способна существенно расширить возможности внешнеполитического влияния нашей страны, помочь ей занять подобающее место лидера православного мира; более того, кризис религиозности, происходящий сейчас в западном мире, способен привести и уже во многих случаях приводит верующих Запада, разочаровавшихся в своих конфессиях, к православной Церкви как носительнице здорового консерватизма, неповрежденного церковного предания, и использование этой тенденции может вывести значимость русской культуры, традиционных российских ценностей на качественно новый уровень - .вспомним, например, что правительство Индии, отнюдь не входящей в число богатейших стран мира, обращает пристальное внимание на пропаганду своей культуры и своих национальных культов во всех странах мира; в России индийские культурные центры, существование которых без религиозной составляющей было бы немыслимо, есть, наверное, уже в каждом областном центре. Это не случайно - таким образом их государство расширяет свое влияние за рубежом.
Между тем, сегодня реализация возможностей нашей Церкви наталкивается на ряд серьезных препятствий связанных, в первую очередь, с формальными возражениями о якобы неизбежно связанных с ней нарушениях "принципа светскости". Таким образом, государство стоит перед выбором: отстаивать абстрактные принципы и формулировки врагов Церкви, или же права религиозного большинства и реальные интересы страны; к примеру - защитить право детей добровольно получать знания о реально существующих православных основах российской культуры, без знакомства с которыми невозможно получить целостное представление о ней, или же прислушаться к далеко небесспорному мнению полутора десятков профессиональных пропагандистов, убеждающих общество и власть, что добровольное получение таких знаний в рамках школьного курса способно нанести детям какой-то вред или нарушить чьи-то права, и настаивающих на замене ОПК атеистическим"курсом религиоведения". Очевидно, что принцип светскости, провозглашающий невмешательство государства в вопросы веры и равноправие конфессий перед законом отнюдь не означает того, что государство должно игнорировать реальную конфессиональную ситуацию и требовать "равноудаленного" отношения к вере от общества. Поэтому государство, отвергая во имя абстрактных принципов важнейшие аспекты конфессиональной реальности России, отдавая право определения принципов и приоритетов конфессиональной политики в руки посторонних групп, показало бы себя слабым и недееспособным, неспособным осознавать и защищать интересы общества. Русская Православная Церковь, являясь крупнейшей традиционной конфессией и представляя религиозное большинство граждан страны, несет, таким образом, значительную долю ответственности за нравственное состояние общества, за сохранение межконфессиональной и общественной стабильности. Для полноценного осуществления ее социальных возможностей, для защиты права верующих жить и действовать по своей вере, для улучшения морально-нравственного климата в обществе, без которого немыслимо успешное развитие нашей страны, жизненно необходимым представляется принятие на высшем государственном уровне принципиально важных решений, открывающих существенные перспективы и возможности перед страной и обществом. В их число входят:

- Введение в российских школах преподавания "Основ Православной культуры" как компонента федеральной образовательной программы, позволяющего не только сформировать у школьников полноценное представление о культуре и истории нашей Родины, но и ознакомить их с важнейшими принципами традиционной системы нравственных ценностей, помочь молодежи увидеть реальную альтернативу безнравственности и культу насилия; поддержка работы Церкви и православных структур по работе с молодежью, в том числе - по борьбе с наркоманией и распространением ВИЧ-инфекции

- Принятие Закона о социальном партнерстве, закрепляющего принципы взаимодействия и сотрудничества Государства и Церкви на федеральном, региональном, местном уровне, правомерной и необходимой государственной поддержки имеющих общественное значение проектов Церкви, признающего реально существующую особую роль и значение Церкви для нашей страны, закрепляющего принципы прямого и открытого диалога государства и Церкви без привлечения посреднических структур; недопущение в религиозной сфере разного рода экспериментов и попыток постороннего вмешательства во взаимоотношения государства и Церкви, недопущение действий в этой области от имени государства частных заинтересованных лиц

- Внесение в действующее законодательство поправок, устраняющих те из его положений, которые носят явно антицерковный характер; законодательная защита реальных интересов государства и религиозного большинства; недопущение использования налогового, земельного и других подобных вопросов для создания механизмов явного или неявного давления на Церковь

- Предоставление Церкви широких информационных возможностей, в том числе - в федеральных СМИ, как действенное средство пропаганды традиционных духовно-нравственных ценностей и улучшения морального и нравственного состояния общества; ограничение в СМИ и печатных изданиях, в первую очередь - доступных несовершеннолетним, сцен насилия и разврата; поощрение общественной активности, направленной на профилактику и выявление нарушений в этой области; усиление работы по профилактике и пресечению экстремистской деятельности, прямо направленной против Церкви

- Государственная поддержка осуществляемых Церковью и православными общественными организациями проектов по социальному служению в армии, работе с личным составом МВД, в местах заключения, детских домах, больницах; поддержка православной деятельности по пропаганде традиционных семейных ценностей и повышению уровня рождаемости; поддержка усилий Священноначалия Русской Православной Церкви по активизации социальной деятельности на уровне каждого прихода

- Поддержка внешнеполитической деятельности Церкви, способствующей укреплению авторитета и расширению внешних возможностей нашей страны; поддержка канонического Православия за рубежом как необходимое и действенное средство по расширению таких возможностей; активная поддержка восстановления единства Русской Православной Церкви и Русской Православной Церкви Заграницей Церковь - важнейшая составляющая российского общества, ее отделенность от государства не может означать отделенности ее от России. "Слабая Церковь", Церковь, ограниченная в своих правах и возможностях - означает ослабление морально-нравственного состояние общества, дальнейшую депопуляцию народа, отсутствие масштабного стабилизирующего фактора в религиозной и общественной жизни, возможность влияния на религиозную ситуацию со стороны различных заинтересованных групп. Это невыгодно ни Церкви, ни государству, ни обществу и стране в целом. Мы убеждены, что стабилизация внутриполитического положения России, переход на качественно новый уровень национального бытия России как внутренне целостной, осознанно и эффективно действующей державы, невозможен без закрепления принципов деятельного участия в общенациональном действии православных верующих, религиозного большинства нашей страны.

СМ.ТАКЖЕ:

Картинки с выставки: Комментерий СПГ по итогам Конференции "Религия в современных политических процессах", состоявшейся в г. Москве 20-21 февраля в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации. Иван ФЕДОРОВ

Когда слово расходится с делом: Россию вновь втягивают в ОИК, а православный, политический проект, рассматривающий Россию в качестве лидера восточнохристианского мира, который был озвучен Всемирным Русским Народным Собором, не находит отражение в официальной российской политике. "Русский ислам" наступает. (см.ПОЛИТИНФО)

Капитуляция МИДа перед "русским исламом"? Будет ли Православный Университет в Саудовской Аравии? Петр СЕРГЕЕВ

Подборка материалов сайта на тему: "БОРЬБА С АНТИЦЕРКОВНЫМ ЛОББИ"

Публикации сайта на тему "русский ислам"

Читайте на сайте подборку публикаций: ЦЕРКОВЬ и ПОЛИТИКА: ЦЕРКОВНО-ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Аналитический центр Союза Православных Граждан

Пресс-служба "Единого Отечества" / СПГ


 

 

 

Оехпулж@Mail.ru