Поставить закладку | Отправить ссылку на e-mail | Сделать стартовой
   

На главную Форум Вести О нас Карта сайта
На главную Форум Вести О нас Карта сайта
   
 

2004 год объявлен униатами годом митрополита Андрея Шептицкого.
Мы начинаем цикл публикаций, посвященных его деятельности.

 

"Верность до последнего!" - кому: Гитлеру или Сталину?



Чтобы лучше представить себе духовный облик митрополита Андрея, необходимо обратиться к еще одному периоду его деятельности - времени II мировой войны. Всего лишь несколько штрихов. 22 июня 1941 года фашисты пересекли границу Советской Украины, и уже 1 июля "владыка" приветствовал "непобедимую" германскую армию и признал правительство ОУН. (Напомню, что в 30-е годы Шептицкий гневно осуждал именно этих людей - Бандеру, Лебедя, Стецько...). В качестве примера, процитирую письмо митрополита: "По воле всемогущего и всемилостивого господина... началась новая эпоха в жизни государственной соборной самостоятельной Украины... Военное время требует еще многих жертв, однако дело, начатое во имя Господне... будет доведено до успешного конца... Победоносную немецкую армию привествуем, как освободительницу от врага. Установленной власти отдаем надлежащее послушание..." (ВИЖ, N 4, 1991). Львов был занят гитлеровцами 30 июня 1941 г. А уже 1 июля Шептицкий обращается к своей пастве с исполненным ликования обращением к пастве по поводу этого события. 5 июля последовало еще одно пастырское послание митрополита Андрея. Его тон был еще более возвышенным: "По воле всемогущего и всемилостивого Бога начинается новая эпоха в жизни нашей родины. Победоносную немецкую армию, занявшую уже почти весь край, приветствуем с радостью и благодарностью за освобождение от врага. В этот важный исторический момент призываю вас, отцы и братья, к благодарению Бога, верности Его Церкви, послушанию властям и усиленному труду. Чтобы отблагодарить Всевышнего за все, что Он нам дал, и умолить о милости на будущее, каждый душепастырь отслужит в ближайшее воскресение по получении этого призыва благодарственное богослужение и после песни "Тебе Бога хвалим" провозгласит многолетие немецкой армии и украинскому народу". Когда во Львов ворвались вояки из "Нахтигаля", то первым делом они "отправились представляться Шептицкому". Выслушав доклад Гриньоха (капелана "Нахтигаля"), митрополит благословил будущее "правительство" Стецько и "легионеров": "Благословляю вас, сыны мои, на священную борьбу во имя правды Божьей. В наших руках судьба народа нашего и наше будущее. Начинайте с Богом!" И "нахтигалевцы", напутствованные Шептицким, учинили, как известно, зверское побоище и резню. Быть может, митрополит не знал, на что он благословлял оуновских вояк? Безусловно, знал! Во-первых, ему обо всем докладывал Гриньох. Во-вторых, к нему неоднократно обращались местные жители с просьбой о помощи. Например, жена академика Цешинского, лично знакомая с митрополитом, попросила Шептицкого проявить содействие в освобождении мужа. "Гуманный" князь церкви ответил ей, что он "не вмешивается в мирские дела" ("Обвиняет земля", с. 87). Никакие жуткие зверства фашистов и их пособников не мешали "слуге божьему" укреплять свои позиции. Для этого Шептицкий был готов на все: закрывать глаза на любые зверства и угождать, угождать, угождать... Обращался митрополит и непосредственно к Гитлеру. Так, например, он отправил ему поздравительное письмо по случаю взятия немецко-фашистскими войсками Киева. Вот его текст: Из письма Шептицкого Адольфу Гитлеру от 23 сентября 1941 года: "Его высокопревосходительству, фюреру Великонемецкой империи Адольфу Гитлеру. Берлин. Рейхсканцелярия. Ваша Экселенция! Как глава Украинской греко-католической церкви, я передаю Вашей Экселенции мои сердечные поздравления по поводу овладения столицей Украины, златоглавым городом на Днепре - Киевом!.. Видим в Вас непобедимого полководца несравненной и славной Немецкой армии. Дело уничтожения и искоренения большевизма, которое Вы, фюрер Великого Немецкого Рейха, поставили себе целью в этом походе, обеспечивает Вашей Экселенции благодарность всего Христианского мира. Украинская греко-католическая церковь знает об истинном значении могучего движения Немецкого народа под Вашим руководством... Я буду молить Бога о благословении победы, которая станет гарантией длительного мира для Вашей Экселенции, Немецкой Армии и Немецкого Народа. С особым уважением Андрей, граф Шептицкий - митрополит". Обратите внимание на число, которым датировано послание. К этому времени уже успели "отличиться" уничтожением мирного населения вояки из "Нахтигаля" и украинской полиции, фашисты разогнали "правительство", благословленное Шептицким, но митрополит гнет свою линию, судьба украинцев в руках немцев, и те могут ей распоряжаться. Через несколько дней фашисты так и распорядились... в Бабьем Яру...
Еще один штрих. В августе 1942 г. униатский митрополит в своем очередном послании к греко-католической пастве благословил трудиться на благо Рейха в воскресные и праздничные дни. На совести Шептицкого еще одна крайне неприглядную акцию униатского духовенства - он возглавил формирование в 1943 г. дивизии СС "Галичина", в состав которой набирались украинцы-галичане. Как пример коллаборационизма Шептицкого в годы немецкой оккупации можно привести еще один документ. Это - подписанное лично Шептицким 1 января 1944 г., почти накануне вступления советских войск в Галицию, обращение к руководству греко-католической общины Преображенского храма во Львове (настоятелем храма в это время был протопресвитер Гавриил Костельник, впоследствии инициатор Львовского Собора 1946 г. и возвращения униатов Галиции в лоно Православия). Оно предельно лаконично: "Митрополичий Ординариат поручает отдать колокола, когда явится чиновник с возом и людьми. До 15 января 1944 г. дело должно быть улажено" - речь идет о сдаче колоколов немецким властям на переплавку для нужд фронта. Когда стало ясно, что никакое чудо не спасет фашистов и их "союзников" из ОУН, у Шептицкого уже не было "обратной дороги" - уж слишком многое связывало митрополита с нацистами и националистами. К нему-то и обратился главарь УПА Шухевич за советом: что делать оуновцам в создавшейся ситуации? Андрей Шептицкий посоветовал вожаку "повстанческой армии" искать союза с Англией и Америкой и не прекращать "войну" с Советским Союзом: "А теперь запомните сын мой... Всякие переговоры УПА с Советами - это предательство наших националистических идеалов. Напомните нашим людям: верность до последнего!" ("Обвиняет земля", с. 149). Этой директивой "украинский Моисей" обрек на смерть многих украинцев как из числа мирного населения, так и из ОУН. Однако, сам митрополит не увидел деяние рук своих - он подох 1 сентября 1944 года.

 

Особого внимания заслуживает имевшая место в военные годы переписка Шептицкого с монахинями-василианками из т.н. "контемпляционного" монастыря св. Илии в селе Суховоля вблизи Львова. Эти монахини (их было в монастыре всего 17 человек) находились в состоянии экзальтации и нередко имели так называемые "видения" (зачастую весьма своеобразного свойства), о которых подробно докладывали митрополиту. Одна из василианок - Авксентия Иванович - 3 августа 1941 г. докладывала митрополиту о якобы бывшем видении ей Самого Господа Иисуса Христа, Который дал ей возможность "увидеть и принимать живое участие в коронации Гитлера, что наполнило душу и сердце непередаваемой радостью и счастьем". 19 августа 1941 г. Авксентия описала в письме к Шептицкому еще более оригинальное видение "трех пророков" - самого митрополита в образе "князя украинского" и по сторонам его, как на Фаворе, "вождя Гитлера в образе святого Ильи" и папу римского "в обличье пророка Моисея". Как видим в этой "контемпляционной иерархии" Шептицкий оказался на месте Христа - выше самого римского понтифика. Еще одно послание Авксентии содержит следующее пожелание Гитлеру, якобы высказанное через нее Самим Господом: "Чтобы был истинным вполне католиком, связанным с папой, который мог бы дать ему все нужные религиозные предписания, а в конце наложить на его голову золотую корону и наименовать Его Царем всей Европы". Одновременно рядом еще одно пожелание: "Желаю, чтобы немецкое войско ничего не щадило в России, ни городов, ни замков, ни сел, ибо Господь не хочет, чтобы там что-нибудь осталось...(возникает вопрос, что это за кровожадный "Господь" являлся Авксентии? На Христа уж очень мало похож.)" Вполне возможно, что все эти бредни в действительности были отнюдь не плодом экстатических "видений", но сочинялись в расчете на общеизвестный интерес Гитлера к разного рода оккультно-мистическим штучкам. При этом, как видно из слов самой Авксентии, правку в текст описаний "видений" вносил и сам Шептицкий :


"Высылаю письмо к Г... для милостивого просмотра и исправления. Ваша Экселенция милостиво решит, годится ли оно, не следует ли его сократить или дополнить". Шептицкий отсылал отчеты о "видениях" василианок лично Гитлеру. В частности, сохранилось одно из таких писем митрополита к фюреру в бывшем партархиве в Киеве. К сожалению, переписка Шептицкого с василианками, фрагменты которой были опубликованы в 1988 г. Климом Дмитруком, в настоящее время, вероятно, недоступна для исследования. В январе 1999 г. предпринималась попытка получить указанные архивные дела в ЦГИА Украины во Львове, но безуспешно, - было заявлено, что их не могут отыскать.

 

Стало крылатым выражение, что у нас страна с непредсказуемым прошлым. В темном свете новых националистических веяний галицийских политических деятелей сотрудничество с немецко-фашисткими захватчиками, по сути являющееся позором нации, объявляется "патриотическим подвигом". Сегодня по улицам западно-украинских городов маршируют неплохо сохранившиеся, несмотря на "репрессии КГБ", ветераны ОУН, УПА и дивизии СС "Галичина". Характерно, что это - не полтора-два "дидуся" со знаменами, а настоящий полк молодых националистов. Возводятся памятники и мемориалы погибшим в боях с советской армией украинским нацистам.

Телеведущие, буквально захлебываясь от патриотического восторга, с лихорадочным блеском в глазах радостно докладывают о памятных датах "украинского оружия" в борьбе с ненавистными советскими оккупантами. Кроме скорби, иных чувств не может вызвать переименование некоторых улиц в Западно-украинских городах в откровенно-фашистские, такие как " Дивизии СС- Галичина" или, ставшая уже печально знаменитой улица Джохара Дудаева во Лювове взамен улицы Лермонтова. (Характерная замена, не правда ли?) Становится по-настоящему страшно жить в такой "независимой" Украине.

 

В свете всех приведенных выше свидетельств по меньшей мере странным выглядит требование Украинской греко-католической церкви, с которым ее иерархи обращаются к властям, начиная с горбачевской перестройки и до сего дня - реабилитировать униатскую церковь. Требование это тем более непонятно, что никакого официального обвинения в отношении УГКЦ предъявлено не было. Были только аресты епископов и незначительного числа священников, а затем ее самоупразднение на Львовском Соборе 1946 г. Сам факт репрессий против униатов невозможно даже сравнить с гонениями на Русскую Православную Церковь - мученицу, несравнимо более масштабными и трагичными. Однако требование какой-то специальной реабилитации УГКЦ при современных политических реалиях Украины выглядит совершенно специфически в свете ее реального пособничества немецким фашистам и украинским националистам-бандеровцам.

 

Для характеристики духовно-нравственного облика митрополита Андрея также весьма показательным является и его письмо, направленное в Москву, на имя Иосифа Сталина. Датированное 10 октября 1944 г. оно начинается словами: "Правителю СССР, главнокомандующему и великому маршалу непобедимой Красной Армии Иосифу Виссарионовичу Сталину привет и поклон. После победоносного похода от Волги до Сана и дальше, Вы снова присоединили западные украинские земли к Великой Украине. За осуществление заветных желаний и стремлений украинцев, которые веками считали себя одним народом и хотели быть соединенными в одном государстве, приносит Вам украинский народ искреннюю благодарность. Эти светлые события и терпимость, с которой Вы относитесь к нашей Церкви, вызвали и в нашей Церкви надежду, что она, как и весь народ, найдет в СССР под Вашим водительством полную свободу работы и развития в благополучии и счастьи. За все это следует Вам, Верховный Вождь, глубокая благодарность от всех нас." В письме присутствуют такие весьма любопытные высказывания: "Эта любовь говорит нам в первую очередь принести Вам пожелания всякого блага и воздать надлежащую честь по словам Христа "кесарево кесарю"". Или, например, такие: "Видом покаяния является редкое качество большевиков, всегда умевших признавать вину, когда ее замечали". Послание это подписано наряду с митрополитом Андреем и епископом Никитой Будкой. Как видно из приведенных документов, хотя униаты сегодня, как и во времена Шептицкого, продолжают шельмовать Русскую Православную Церковь за содействие Императорской власти и лояльность по отношению к советскому режиму, политическая деятельность униатской церкви и лично ее предстоятеля - митрополита Шептицкого - не идет ни в какое сравнение с вынужденными действиями митрополита Сергия (Страгородского). Какие уж там "ваши радости - наши радости" на фоне величественных панегириков, который митрополит Андрей (кандидат в блаженные католической церкви!) на своем долгом веку успел пропеть и Францу Иосифу, и Николаю II, и Адольфу Гитлеру, и Иосифу Сталину.

 

Ольга КРАВЕЦ, обозреватель пресс-службы Единого Отечества

 

При подготовке этой статьи использованы следующие материалы: В.И.Петрушко (Ежегодная Богословская Конференция Православного Свято-Тихоновского Богословского Института (материалы),1999 г., Орест Субтельный, "История".

 

СМ.ТАКЖЕ:

 

2004 год объявлен униатами годом митрополита Андрея Шептицкого. Мы продолжаем цикл публикаций, посвященных его деятельности. "Украинский Моисей" между Габсбургом и Романовым. Ольга КРАВЕЦ

2004 год объявлен униатами годом митрополита Андрея Шептицкого. Мы начинаем цикл публикаций, посвященных его деятельности. О греко-католическом феномене - ни русский, ни поляк - а "самостийник", украинец. Ольга КРАВЕЦ


Обсудить на форуме

Оставить сообщение в гостевой книге

Пресс-служба Единого Отечества